Главная страница
Поиск по модели:
  
Топографическая карта шуйского района ивановской области
Индийский танец видео новые флешмоб
Каталог магазин одежда для новорожденных
 

Методы психолого педагогических исследований кратко

Добавить в избранное О проекте. Все рефераты по педагогике. Основы учения о методах исследования 2. Классификации методов психолого-педагогических исследований 3.

Характеристика эмпирических исследований 4. Характеристика теоретических исследований 5. Пути внедрения результатов исследования Заключение Использованная литература Введение Педагогика — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические. Весьма условно все типовые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.

Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске. Основы учения о методах исследования Методология в узком смысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию, учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль. Теория методов исследования призвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научного поиска, дать научные основы выбора методов и их сочетания, выявить условия их эффективного использования, дать рекомендации по конструированию оптимальных систем исследовательских приемов и процедур, т.

Методологические положения и принципы именно в методах получают свое действенное, инструментальное выражение. Ошибочно подходить к методам как к самостоятельной категории. Методы — производное от цели, предмета, содержания, конкретных условий исследования. Они во многом определяются характером проблемы, теоретическим уровнем и содержанием гипотезы. Система методов, или методика, поиска — это часть исследовательской системы, закономерно ее выражающая и позволяющая осуществлять исследовательскую деятельность.

В целом же методы зависят от содержания тех этапов научного поиска, которые логически предшествуют этапам подбора и использования процедур, необходимых для проверки гипотезы. В свою очередь, все компоненты исследования, и методы в том числе, детерминированы содержанием изучаемого, хотя и сами определяют возможности- постижения сущности того или иного содержания, возможности решения определенных научных задач. Методы и методика исследования во многом определяются исходной концепцией исследователя, его общими представлениями о сущности и структуре изучаемого.

Рассмотрим в связи с этим предлагаемые в литературе классификации методов педагогических исследований. Классификации методов психолого-педагогических исследования Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б. Все методы он разделил на четыре группы: К организационным методам ученый отнес: Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.

Дружинин в своей книге "Экспериментальная психология", остается много нерешенных проблем: Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных? Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов: Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта точнее - предметом исследования. Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта графиками, таблицами, схемами. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.

Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической. Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.

Результат - теория, закон и др. Результат - модель объекта, процесса, состояния. Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия.

Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

Основные методы психолого-педагогического исследования

Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы. Все методы исследования предлагают подразделять на собственно педагогические и методы других наук, на методы, констатирующие и преобразующие, эмпирические и теоретические, качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные, методы описания, объяснения и прогноза. Каждый из этих подходов несет в себе особый смысл, хотя некоторые из них тоже достаточно условны.

Возьмем, например, деление методов на педагогические и методы других наук, т. Методы, относимые к первой группе, это, строго говоря, либо общенаучные например, наблюдение, эксперимент , либо общие методы социальных наук например, опрос, анкетирование, оценивание , хорошо освоенные педагогикой.

Непедагогические методы — это методы психологии, математики, кибернетики и других наук, используемые педагогикой, но пока еще не настолько адаптированные ею и другими науками, чтобы приобрести статус собственно педагогических. Множественность классификаций и классификационных характеристик методов не следует считать недостатком.

Это отражение многоаспектности методов, их разнокачественности, проявляющихся в различных связях и отношениях. В зависимости от аспекта рассмотрения и конкретных задач исследователь может использовать различные классификации методов. В реально используемых совокупностях исследовательских процедур просматривается движение от описания к объяснению и прогнозу, от констатации к преобразованию, от эмпирических методов к теоретическим.

При использовании некоторых классификаций тенденции перехода от одной группы методов к другой оказываются сложными и неоднозначными. Наблюдается, например, движение от общих методов анализ опыта к частным наблюдение, моделирование и т.

Тема: Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики

Существует также другая классификация. Все разнообразные методы, используемые в педагогических исследованиях можно подразделить на всеобщие, общенаучные и специальные. Общенаучные методы познания — это методы, носящие общенаучный характер и применяемые во всех или в ряде областей.

К их числу относятся эксперимент, математические методы и ряд других. Общенаучные методы, используемые различными науками, преломляются в соответствии со спецификой каждой данной науки, использующей эти методы. Они тесно смыкаются с группой конкретно-научных методов, применяемых лишь в определенной области и не выходящих за ее пределы, и используются в каждой науке в различных сочетаниях. Огромное значение для решения большинства проблем педагогики имеет изучение реально складывающегося учебно-воспитательного процесса, теоретическое осмысление и переработка творческих находок учителей и других практических работников, т.

К числу наиболее распространенных методов, используемых для изучения опыта, относятся наблюдение, беседа, анкетирование, ознакомление с продуктами деятельности учащихся, учебной документацией. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический матёриал или данные, характеризующие особенности течения какого-либо явления.

Для того чтобы внимание исследователя не рассеивалось и фиксировалось прежде всего на особо интересующих его сторонах наблюдаемого явления, заранее разрабатывается программа наблюдения, выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способ9йистрации определенных моментов. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника в отличие от интервьюирования - разновидности метода беседы, перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Ответы при этом могут открыто записываться. При анкетировании — методе массового сбора материала с помощью анкет — ответы на вопросы пишутся теми, кому адресованы анкеты учащиеся, учителя, школьные работники, в отдельных случаях — родители. Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые исследователь не может получить другим путем например, выявления отношения опрашиваемых к изучаемому педагогическому явлению.

Эффективность беседы, интервьюирования, анкетирования во многом зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели и назначения в частности, рекомендуется, чтобы вопросы были посильными, однозначными, краткими, ясными, объективными, не содержали бы в скрытом виде внушения, вызывали бы интерес и желание отвечать и т.

Важным источником получения фактических данных является изучение педагогической документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс в том или ином учебном заведении журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт учащихся, ученических дневников, протоколов собраний и заседаний и т. В этих документах отражены многие объективные данные, помогающие установлению ряда причинных связей, выявлению некоторых зависимостей например, между состоянием здоровья и успеваемостью.

Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся является методом, вооружающим исследователя данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, показывающими его отношение к работе, наличие тех или иных способностей.

Однако, для того чтобы судить об эффективности тех или иных педагогических воздействий или о ценности методических находок, сделанных практическими работниками, а тем более для того, чтобы давать какие-либо рекомендации относительно применения тех или иных нововведений в массовой практике, рассмотренных методов недостаточно, так как они выявляют в основном лишь чисто внешние связи между отдельными сторонами изучаемого педагогического явления.

Для более глубокого проникновения в эти связи и зависимости применяется педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности.

В отличие от изучения реально сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существующий эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль играет исследователь. Основным условием применения педагогического эксперимента в советской школе является проведение его без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания или хотя бы не вызовет нежелательных последствий.

Реферат: Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики:

Такой эксперимент получил название естественного эксперимента. Если эксперимент проводится в целях проверки какого-либо частного вопроса или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особо тщательное наблюдение за отдельными учениками иногда с применением специальной аппаратуры , допускается искусственная изоляция одного или нескольких учащихся и помещение их в особые, специально создаваемые исследователем условия. В этом случае используется лабораторный эксперимент, который в педагогических исследованиях применяется довольно редко.

Научно обоснованное предположение о возможной эффективности того или иного проверяемого экспериментально нововведения носит название научной гипотезы. Психолого - педагогическая диагностика: Актуальные проблемы психолого - педагогической диагностики. Типы данных, используемые в психолого - педагогической диагностике. Методы психолого - педагогического исследования. Скачать Скачать документ Читать online Читать online. Статистические методы анализа результатов психолого - педагогических исследований Д.

Развитие психолого - педагогических методов исследования в России По инициативе органов образования, Совета общества психологов в — гг Интеграция передового педагогического опыта и психолого - педагогических Психолого - педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого - педагогического воздействия.

Основы психолого - педагогического исследования Исследовательские возможности к методам психолого - педагогической диагностики. Место и роль моделей психолого - педагогического сопровождения Эмпирическое исследование психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Особенности психолого - педагогического сопровождения в период адаптации Для доказательства гипотезы и достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования Описание деятельности психолога в течение этой недели Нужна качественная работа без плагиата?

Другие рефераты по педагогике. Не нашел материала для курсовой или диплома? Наш проект для тех, кому интересно, для тех, кто учится, и для тех, кто действительно нуждается!



 
003938
В освоении новой техники Вы поступаете так:
изучаете инструкцию
просите кого-нибудь помочь
полагаетесь на интуицию
© 2015 — 2017 «sportklick.ru» Документы на все случаи!